История одежды как история мира. В Иркутске открыли сразу две выставки, посвященные нарядам. В музее декабристов рассказывают о свадебной моде, а в краеведческом - о традиционном русском костюме. Обе экспозиции охватывают XIX и XX века.
Они повенчались в Париже ровно 200 лет назад - в мае 1821 года. А впереди была трудная жизнь. Екатерина Трубецкая первая из жен декабристов отправилась за мужем в Сибирь, а Сергей Трубецкой после смерти супруги назвал время с ней "33-летним благоденствием". Этой любви в Иркутском музее декабристов посвятили нежную, утонченную и прекрасную выставку, охватывающую два столетия свадебной моды. Все экспонаты здесь подлинные. По ним можно проследить, как менялись модные тенденции и кто их задавал.
Елена ДОБРЫНИНА, ДИРЕКТОР ИРКУТСКОГО МУЗЕЯ ДЕКАБРИСТОВ:
Именно со свадьбы, с венчания королевы Виктории, а произошло оно в феврале 1840 года, в моду вошел белый цвет для венчальных нарядов. И во многом именно королева Виктория определила и модные тенденции, и традиции, в том числе и свадебные, того времени.
Век XIX: здесь и турнюрный наряд, и платье с кринолином, и флёрдоранж - венок из цветов померанца, символ чистоты. Диадемы, тиары, веера, шиньоны, венчальные свечи и иконы. И столетие XX с его эдвардианским стилем и модерном. Вот, например, кружевное платье из 50-х - силуэт, придуманный Кристианом Диором. А вот изящные 40-е.
Елена ДОБРЫНИНА, ДИРЕКТОР ИРКУТСКОГО МУЗЕЯ ДЕКАБРИСТОВ:
Великолепная фата, я бы даже сказала, что это некий кокошник. И когда мы строили выставку и когда вот этот образ сложился, мы все пришли к выводу, что очень этот образ напоминает нам врубелевкую "Царевну Лебедь". Она парит над этим залом.
Есть на выставке и отсылки к иконам стиля ХХ столетия. Так, этот свадебный костюм напоминает стиль Жаклин Кеннеди, а это платье очень похоже на то самое, в котором выходила замуж известная голливудская актриса, принцесса Монако Грейс Келли.
Выставка "Свадебные сезоны" в доме Волконских открыта до конца 2021 года. Подлинные старинные костюмы представили сегодня и в студии краеведческого музея. Традиционная женская одежда из 12 регионов России. В основном, это праздничные образы из коллекции исследователя Сергея Глебушкина. Он собирал их в деревнях и селах по всей стране. Каждый элемент костюма - это ручная работа, выполненная в позапрошлом и прошлом веках без швейных машинок и электричества.
Роза ХАЛТУЕВА, ПРЕЗИДЕНТ ЕВРАЗИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЭТНОДИЗАЙНЕРОВ:
Все сохранилось, все ниточки спрятаны, все так аккуратно, что можно подумать, что это фабричное, мануфактура. Крючком сплетены вот эти кружева, здесь внизу тоже на фартуке. Ну, и вы видите, одежды была многослойная.
Навыки шитья в русских семьях передавали из поколения в поколение. Костюм был, можно сказать, паспортом: по одежде определяли, из какой губернии человек, к какому сословию принадлежит. А по женскому образу узнавали еще и семейное положение. Выставка приурочена к фестивалю "Этноподиум на Байкале", который пройдет в Иркутске с 3 по 10 июня.
Роза ХАЛТУЕВА, ПРЕЗИДЕНТ ЕВРАЗИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЭТНОДИЗАЙНЕРОВ:
Как моя бабушка говорила, если человек не чтит и не помнит свои традиции и обычаи, у этого человека нет будущего. И очень хотелось бы, чтобы наша молодежь это понимала. И какие-то элементы одежды, у нас же время идет, меняется, а хотелось бы, чтобы наша молодежь применяла ту же вышивку, те же кружева, форму сарафана. Это очень удобно.
Открыта выставка традиционного русского костюма до 27 июня.
Комментарии ()
Еще нет комментариев