Не все иркутяне знают историю появления памятника Александру III. А связана эта история со строительством железной дороги. И сегодня в традиционной рубрике "Иркутсковедение" мы расскажем о великой Транссибирской магистрали.
Именно Александр загорелся идеей строительства Сибирский железной дороги и воплотил ее в жизнь. Поэтому в Иркутске 1908 году ему установили памятник, правда через время его снесли. В 2003-м монумент восстановили. В музее истории Восточной Сибирской железной дороги находится макет, по которому санкт-петербургский скульптор Чаркин создавал памятник императору вновь.
В советское время на месте Александра стоял шпиль первопроходцам Сибири. Их лица на постаменте можно увидеть и сегодня. И все же главный герой монумента - император, который в марте 1981 года подписал рескрипт, изменивший жизнь не только Иркутска, но и всего государства. Цесаревич Николай в тот же год закладывает первый камень железной дороги во Владивостоке.
Строители Великого Сибирского пути устремляются навстречу друг к другу. Но встречают преграды. Одна из сложнейших - Байкал. Огромное озеро нужно обойти. Решили прокладывать дорогу с южной стороны. Пригласили иностранных специалистов. Тоннели на КБЖД создавали по особой бельгийской системе. Их 38, самый длинный и впечатляющий - 777 метров. До 1905 года поезда ходили до станции Байкал, а дальше переправлялись через озеро на ледоколах. "Байкал" и "Ангара" - та самая, что сейчас в Иркутске, - ходили регулярно. Железная дорога изменила жизнь тех, кто ее строил, и тех, кто просто жил рядом. Пришли новые технологии. Поменялся и город Иркутск.
Александр ХОБОТА, НАЧАЛЬНИК ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ по СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ВСЖД:
Изменился архитектурный облик, хотя бы даже в той части города, где была железная дорога. Появился мост через реку Иркут, тот самый мост. Проблема была многолетняя: преодолеть водную преграду - реку Иркут. Если говорить о культуре, о культурном значении, понятно, что железная дорога на территории Сибири, в частности в Иркутске, она очень многое дала для развития города.
Благодаря великой магистрали путь до столицы стал занимать всего несколько дней. Стремительно начала развиваться торговля. А в Иркутской губернии открылось множество промышленных предприятий, которые изготавливали материалы для строительства железной дороги. Но были и потери. Например, многим иркутянам пришлось пожертвовать или продать свою землю.
На этом месте проложены пути и построен железнодорожный вокзал. В государственном архиве Иркутской области хранятся уникальные документы с чертежами строительства и фотографии. Например, прибытие первого поезда - грандиозное событие, которое впечатляет даже сегодня. 16 августа (по новому стилю) 1898 года Иркутск разбудил гудок паровоза.
Надежда ЧИЧКОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ:
Не зная историю, невозможно смотреть в будущее, да. Ну и, кроме того, обращения к этим документам с каждым годом все больше и больше возрастают. Людей, даже частных лиц, которые стремятся узнать о своих предках, которые работали, судьбы людей, которые трудились на железной дороге, судьбы людей, которых затронула вообще эта тематика.
31 мая Транссибирская магистраль отметит юбилей. 130 лет назад произошел мощный толчок к развитию Иркутска и всей Сибири. И это еще один повод вспомнить, какую титаническую работу проделали люди, проложившие дорогу сквозь тысячи километров и века.
Комментарии ()
Еще нет комментариев